Политика и поэтика: нарративы о (центрально-)европейской реке
Ключевые слова:
пространственная семантика, концепции Центральной Европы, поэтика постмодерна, дунайские нарративыАннотация
Дунай — наряду с Галицией и Буковиной — был тем ландшафтом, который в период с 1955 по 1989 г. чаще всего ассоциировался с широко понимаемой (утерянной) австрийской идентичностью, а также с австрийской Центральной Европой. В статье рассмотрены две книги о Дунае, основанные на сочетании географической и исторической перспективы и устанавливающие корреляцию между габсбургской традицией и более широким центральноевропейским пространством. Оба автора лично побывали в тех местах, о которых пишут, но их произведения не сводятся к простым описаниям путешествий или отчетам о поездках. Книга Эрнста Троста «Дунай. Биография реки» была опубликована в 1968 г., спустя несколько лет после выхода в свет исследования о габсбургском наследии «Что осталось от двуглавого орла», где также содержалось описание путешествия по Дунаю. Книгу Клаудио Магриса «Дунай», в свою очередь, можно рассматривать как продолжение диссертации, написанной двадцатью годами ранее («Габсбургский миф в австрийской литературе») и посвященной литературной «жизни после смерти» империи Габсбургов. Если книга Троста несет на себе черты холодной войны, то книга Магриса — продукт новых дискурсов о Центральной Европе, возникших в 1980-е годы. Обе книги не только вписаны в политические дискуссии своего времени, но и практически «изобретают» Дунай как политическую и поэтическую тему. При сравнительном анализе двух книг отправной точкой служат основные положения двух текстов, каждый из которых является базовым дунайским нарративом. Далее в статье рассмотрен вопрос о том, как две дунайские книги структурируют пространства и устанавливают границы; затем — общие вопросы жанровой принадлежности.