Дунай как важная коммуникационная артерия и стратегическая преграда для Сербии и Югославии в первой половине ХХ в. В

Авторы

  • Далибор Денда Институт стратегических исследований Университета обороны
  • Александр Александрович Силкин Институт славяноведения РАН https://orcid.org/0000-0002-7836-4993

Ключевые слова:

Дунай, коммуникации, стратегический барьер, Сербия, Югославия, история, певая половина ХХ в.

Аннотация

В первой половине ХХ в. Дунай был исключительно важен для Сербии, а затем и Югославии в двух смыслах. Во-первых, он служил коммуникационной линией, игравшей значительную роль в экономике, прежде всего Королевства Сербия. Во-вторых, он выполнял функцию стратегического барьера в военное время. Важность Дуная стала особенно очевидна в период так называемой Таможенной, или Свиной, войны с Австро-Венгрией в 1906–1911 гг., в результате которой Сербия завоевала экономическую независимость. Во время Первой мировой войны Дунай стал не только естественным препятствием на австрийском фронте, но и стратегической линией связи и снабжения как для стран Антанты, так и для Центральных держав. Контроль над рекой, вместе с установлением полного контроля над линией железной дороги Белград — Ниш — София — Константинополь стали главной причиной совместной австро-венгерской, немецкой и болгарской кампании против Сербии в октябре 1915 г. В ходе нее немцы пересекли Дунай на своем отрезке линии фронта, что на тот момент стало крупнейшей операцией по форсированию реки в военной истории. После Первой мировой войны Королевство Югославия благодаря репарациям получило крупнейший коммерческий флот на Дунае. В период между двумя мировыми войнами более 40 % югославских товаров экспортировалось по Дунаю. В конце 1930-х годов возросла роль Дуная в снабжении нацистской Германии сырьем с Балкан, в особенности румынской нефтью. Единственным местом, пригодным для диверсионных операций с целью дестабилизации снабжения германской военной машины, было ущелье Железные Ворота — сужение течения Дуная
на югославско-румынской границе. Важность Дуная показала Апрельская война 1941 г., когда Германия напала на Югославию в ночь с 5 на 6 апреля 1941 г., захватив охранявшийся армией Югославии Сипский канал — самый важный из семи каналов, прорубленных в Железных Воротах. Во время Второй мировой войны союзники бомбили многие порты на Дунае и германские корабли, перевозившие нефть. Снабжение было прервано совместной советско-югославской наступательной операцией, завершившейся освобождением Белграда. Наконец, крупнейшее сражение Второй мировой войны в Югославии, данное Красной армией и Народно-освободительной армией Югославии, произошло 11–29 ноября 1944 г. близ деревни Батина в Баранье, на правом берегу Дуная.

Биографии авторов

Далибор Денда, Институт стратегических исследований Университета обороны

PhD, экстраординарный профессор, ведущий научный сотрудник

Александр Александрович Силкин, Институт славяноведения РАН

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник

Загрузки

Опубликован

2022-12-26

Выпуск

Раздел

Прекрасный голубой Дунай