Итальянские школьные союзы имперского Триеста: от защиты языковых прав к борьбе за нацию

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31168/2619-0877.2020.14

Ключевые слова:

Австро-Венгрия, Габсбургская монархия, Адриатический регион, история образования, национализм, школьные общества, итальянская идентичность, ирредентизм, мультикультурализм

Аннотация

В статье рассматривается деятельность итальянских школьных обществ им- перского Триеста — Педагогическо-дидактического общества (позднее Лиги триестинских учителей) и Федерации итальянских учителей региона Джулия, с момента основания первого из них в 1869 г. и вплоть до их распада в годы Первой мировой войны. Основной задачей общества, в состав которых входили в основном учителя начальных и средних школ, они провозгласили сохранение итальянской идентичности триестинских школьников. Эта задача реализовывалась в рамках направлений, определяемых автором статьи как борьба с денационализацией, языковым «гибридизмом», «чужими» школами и борьба в «бастионах нации». Деятельность и риторика школьных обществ оказывали серьезное влияние на политику муниципальных властей Триеста, длительное время поддерживавших общества финансово и пропагандистски. Однако в 1908 г. школьные общества, вследствие радикализации своих националистических настроений, вступили в конфронтацию с городской политической элитой. Анализ деятельности итальянских школьных обществ способствует пониманию феномена превращения имперского Триеста из мультикультурного, лояльного Габсбургам города в центр итальянского ирредентизма накануне Первой мировой войны.

Биография автора

  • Юлия Евгеньевна Бут, Deaprtment “History Faculty” of the Ural Federal University, департамент «Исторический факультет» Уральского федерального университета

    кандидат исторических наук, доцент

Загрузки

Опубликован

2021-09-08