Итальянские школьные союзы имперского Триеста: от защиты языковых прав к борьбе за нацию

Авторы

  • Юлия Евгеньевна Бут департамент «Исторический факультет» Уральского федерального университета https://orcid.org/0000-0003-4105-2387

Ключевые слова:

Австро-Венгрия, Габсбургская монархия, Адриатический регион, история образования, национализм, школьные общества, итальянская идентичность, ирредентизм, мультикультурализм

Аннотация

В статье рассматривается деятельность итальянских школьных обществ им- перского Триеста — Педагогическо-дидактического общества (позднее Лиги триестинских учителей) и Федерации итальянских учителей региона Джулия, с момента основания первого из них в 1869 г. и вплоть до их распада в годы Первой мировой войны. Основной задачей общества, в состав которых входили в основном учителя начальных и средних школ, они провозгласили сохранение итальянской идентичности триестинских школьников. Эта задача реализовывалась в рамках направлений, определяемых автором статьи как борьба с денационализацией, языковым «гибридизмом», «чужими» школами и борьба в «бастионах нации». Деятельность и риторика школьных обществ оказывали серьезное влияние на политику муниципальных властей Триеста, длительное время поддерживавших общества финансово и пропагандистски. Однако в 1908 г. школьные общества, вследствие радикализации своих националистических настроений, вступили в конфронтацию с городской политической элитой. Анализ деятельности итальянских школьных обществ способствует пониманию феномена превращения имперского Триеста из мультикультурного, лояльного Габсбургам города в центр итальянского ирредентизма накануне Первой мировой войны.

Биография автора

Юлия Евгеньевна Бут, департамент «Исторический факультет» Уральского федерального университета

кандидат исторических наук, доцент

Загрузки

Опубликован

2021-09-08